Версия сайта для слабовидящих
 

Инструктора по ФК Лисициной Елены Юльевны

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ДОУ.
 АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ,
КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
 
       По данным медицинских исследований, с каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Исторически так сложилось, что от состояния здоровья детей, от их всестороннего развития,  способностей и талантов во многом зависит благополучие общества, поэтому вопросы оздоровления детей,  были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания.
 
      Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности любого дошкольного учреждения.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего же неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети?
 
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основныхмалоподвижный образ жизни.
 
Поэтому, одна из основных задач дошкольного учреждения решить проблему здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной работы.
 
Для этого созданы все условия: 2 спортивных зала с необходимым количеством инвентаря, уголки двигательной активности в каждой группе, мини стадион «Олимп» с выносным и стационарным оборудованием.
 
Совершенствование двигательной активности и самостоятельности осуществляется путём различных форм работы по физическому воспитанию детей. Это и
 
- утренние гимнастики, как традиционные, так и нетрадиционные;
 
- физкультурные занятия;
 
- спортивные игры и упражнения;
 
- физкультурные паузы;
 
- индивидуальная работа по закреплению и совершенствованию основных движений;
 
- коррекционные упражнения;
 
- гимнастики после сна;
 
- оздоровительный бег;
 
- спортивные развлечения и праздники.                                                                                 
 
 МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №116" работает в тесном сотрудничестве с МУЗ «Детская поликлиника №3», Краснодарским университетом физической культуры, спорта и туризма, окружным центром охраны здоровья обучающихся и воспитанников МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – Детский сад №90». На базе МБДОУ116 функционирует филиал окружного центра (Кабинет семейного консультирования), где по плану ведётся прием детей МБДОУ города Краснодара. За последние 2 года  получили консультации специалистов узкой квалификации более 120 семей
 
  Не первый год в детском саду работает клуб «Здоровый малыш», в котором проводятся занятия с использованием элементов здоровьесберегающей технололии М.Н.Поповой «Навстречу друг другу».
 
  В основе содержания совместного физкультурного занятия лежит система физических упражнений и игр, которые:
 
Доступны для совместного выполнения взрослым и ребёнком;
Разнообразны по своему физическому воздействию;
Обеспечивают тактильный контакт;
Направлены на развитие эмоциональной сферы, партнёрских, доверительных отношений;
Решают оздоровительные, воспитательные задачи.
Эта технология даёт возможность обогатить опыт сотрудничества с детьми и родителями.
 
 Особое воздействие оказывают совместные физкультурные занятия на детей, которые как бы по-новому открывают для себя родителей, начинают ощущать свою значимость для них, становятся эмоционально к ним ближе. У детей происходят и личностные изменения. Они становятся более ответственными, контактными, уверенными, заботливыми, менее тревожными, способными к сопереживанию.
 
  В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных детско-родительских отношений, но совместная двигательно-игровая деятельность, на наш взгляд, имеет большие преимущества и поэтому наиболее оптимальна по своему воздействию на эмоциональное сближение родителей и детей.
 
    Мне  хотелось бы остановиться на физкультурно-спортивных праздниках – как одной из форм активного отдыха детей и взрослых и поделиться с вами своим опытом.
 
  Физкультурный праздник – это зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и здорового образа жизни, своеобразная форма спортивных достижений детей. Праздник – это всегда радость, веселье, положительные эмоции, искренний радушный смех, удивление и восторг.
 
   Одно только его ожидание способно вызвать у ребёнка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад, имеют высокую целительную силу.
 
    Разрабатывая сценарий, прислушиваюсь и к мнению детей. Если они хотят встретиться на празднике с любимыми героями, то пусть встреча непременно произойдёт. А сколько будет восторга!
 
  А чтобы праздник прошёл ёщё интереснее, используем разнообразный спортивный инвентарь, в том числе и нестандартный. Целесообразно использовать разное нестандартное оборудование. Ребятам это интересно, а для нас, взрослых, главное – видеть, что дети чего-то добиваются, чего-то могут, а главное – хотят выполнять предложенное задание.
 
   Мною разработаны и большая часть пособий  изготовленых собственными руками  для проведения авторских игр и эстафет.
 
  Не меньший интерес вызывает у детей и нетрадиционное использование стандартного оборудования.
 
  Не забываем мы и о музыкальном сопровождении. Оно повышает эмоциональное состояние и активность детей при выполнении предложенных заданий. Даже эстафеты, проведенные под музыку, проходят интересней и увлекательней.  
 
 Так как в своей практике мы уделяем большое внимание ритмопластикам, которые, несомненно, оказывают положительное влияние на детей, то проблем с ритмическими танцами на праздниках у нас нет. Разучив их на занятии, мы совершенствуем их во время утренних гимнастик.
 
  А если ритмопластики проводятся с атрибутами в руках (шуршунами, шарами, лентами, снежинками, дождиком, листочками, сердечками, цветочками и др.) – это ещё больше украшает праздник и в большей степени повышает интерес детей к их выполнению
 
     Разученные ритмопластики становятся украшением не только спортивных праздников, но и музыкальных утренников.
 
   Немаловажное значение мы уделяем и спортивной форме. Каждая группа у нас в детском саду иметь свою форму. Это как эстетично, так и дисциплинирует. На праздниках форма всегда украшается эмблемой.
 
  В старшем дошкольном возрасте обязательно учитываем половые особенности и на праздниках. Часть заданий даю отдельно для девочек и для мальчиков.
 
   Это учитываем и в показательных выступлениях, где мальчики показывают своё мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.
 
    На праздники мы приглашаем и родителей, но не только как пассивных          наблюдателей, а как активных участников игр и заданий. Сначала это может быть участие нескольких родителей. Форма участия взрослых допускается разная: где принимают участие все одновременно –  и взрослые и дети. Или это будут эстафеты, а команды – отдельно дети, отдельно взрослые.
 
  Для того чтобы привлечь родителей мы используем как индивидуальные беседы с ними, так и общение на родительских собраниях, где обращаемся с просьбой оказать помощь детям, как в подготовительной к празднику работе (помощь в изготовлении тематических выставок рисунков и поделок), так и в участии  в самом празднике.
 
   Находясь всегда в поиске, мы искали такую форму работы, которая была бы интересна и полезна детям и взрослым. Так появилась идея организации спортивной олимпиады со всеми её атрибутами: настоящими флагами, факелом и чашей с олимпийским огнём, клятвой участников, приглашенными спортсменами и почётными гостями.
 
  Первые малые зимние Олимпийские игры в нашем ДОУ состоялись в 2002 году.    Цель - приобщение детей к традициям большого спорта, укрепление здоровья, выявление интересов, склонностей, спортивных способностей, подведение итогов работы коллектива по развитию быстроты, ловкости, силы, точности, выносливости детей, а так же воспитание умения не только побеждать, но и проигрывать. Помощь в организации данного мероприятия в этом году нам оказал и Университет по физической культуре и спорту. Они помогли с участием спортсменов в показательных выступлениях. Доцент кафедры дошкольного образования Соленова Р.И. присутствовала на празднике в качестве почётного гостя.
 
     Участие родителей в празднике оказывает комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношение в семье и коллективе группы.